Театральный сезон продолжается

AzI--w8N8CI6 ноября слушатели дневной и вечерней форм обучения посетили Национальную оперу Украины.

Накануне Дня украинской письменности и языка, который отмечается 9 ноября, слушатели подготовительного отделения Университета посетили Национальную оперу Украины, на сцене которой традиционно ставится знаменитая опера двух талантов украинской национальной культуры, двух основателей: создатель современной украинской литературы Ивана Котляревского и основателя украинской классической музыки Николая Лысенко. Опера «Наталка Полтавка» относится к выдающимся произведениям, отмечается художественным совершенством, образностью, богатством вокальной палитры, правдивостью изображения жизни народа.

Сюжет «Наталки Полтавки» Ивана Котляревского привлекает искренним раскрытием жизни простого народа, глубоким проникновением в его духовные ценности, реалистичным отображением народного быта. Произведение, наполненно острой сатирой, привлекает еще и социальной очерченностью.

Работа над лирико-комической оперой «Наталка Полтавка», построенной целиком на обработке украинских народных песен (такой стиль написания впервые использовал М. Лысенко), стала запевом монументального труда композитора над героико-романтической оперой «Тарас Бульба». Богатый опыт, полученный композитором во время написания «Наталки Полтавки», содействовал работе над оперой по мотивам повести Н. Гоголя.

Музыкальный материал оперы тесно связан не только с драматургией пьесы, но и с национальным песенным мелосом, который сделал оперу очень близкой к духовному менталитету народа, показал интерес театров к этому произведению, который не сходит со сцены уже более ста двадцати лет. На клавире оперы композитором обозначена об использовании в лейтмотиве оперы песни знаменитой поэтессы 17 века, Маруси Чурай (Марины Гордеевны Чурай). Николай Витальевич гордился этим сотрудничеством расстоянием почти три столетия. Песня «Веют ветры» завораживает своей мелодикой, естественностью звучания, созерцательным мастерством, которая была присуща одной из лучших исполнительниц партии Натальи, истинно народной певице Оксане Петрусенко.

М. Лысенко не перегружает либретто дополнительными сюжетными линиями, новыми персонажами, а стремится к максимальному раскрытию с помощью музыки сюжета и образов, созданных И. Котляревским.

Главная героиня оперы — полтавская девушка Наталья, обладает лучшими чертами: умом, честностью, скромностью, любовью к труду, благородным искренним характером. Болем разрывается ее сердце за любимым Петром, который находится в далекой стороне и неизвестно когда вернется. Мелодия песни Натальи «Веют ветры» ̶ яркая музыкально-психологическая картина, предельно простая, искренняя и яркая.

Обеспокоенная навязчивым поведением Возного, Наталья указывает на разницу их социального происхождения, пытаясь этим убедить ухажера в невозможности брака. Печальная мелодия песни является прекрасным психологическим контрастом к сентиментальным высказываниям Возного. Но воля матери ̶ закон для Натальи, и она вынуждена согласиться на помолвку с Возным.

Девушка в отчаянии. Наедине с собой, со своими мыслями, она стремится к тому, кто мог бы спасти ее от гибели. Композитор воспроизводит духовное напряжение героини, которая, попав в сложную ситуацию, переживает борьбу между чувством и долгом.

Яркими красками выписаны композитором центральные образы: Наталья, простая и честная девушка, искренняя в своем горе и радости, способная на глубокие чувства и благородные поступки, как и представители сельской бедноты  ̶  Петр и Николай.

Усиливают сюжетную линию декорации художника-постановщика, народного художника Украины Михаила Риндзака, художественному стилю которого присущи высокое живописное мастерство, интересные пространственные планирования, тонкое чувство стиля и жанра музыкального произведения. Именно такое оформление сцены напоминает деревню Богдановку на Черниговщине, родину Екатерины Билокур, тот же дом и волшебные мальвы возле него.

Первое действие символически сопровождает декорация Украинского  веночка в солнечных лучах, напоминающая «Солнечные тарели» выдающегося народного художника Украины Геннадия Полевого, их янтарный коловорот, как будто круговорот жизни.

Сегодняшняя постановка оперы, осуществленная композитором Мирославом Скориком и режиссером Анатолием Соловьяненко, призвана зовом времени. Динамичный ритм современной жизни и идейно-эстетическая концепция «Наталки Полтавки» образуют своеобразный архетипический тандем связи поколений.

EJH5kJuiOak g8Lc_Yzczzc H4fmz-8wUfw xzTkzM6OAP4 ydJVmVmU1Oc